Натюрморт с розовым чайником Холст, масло 89.5х104 Окончил Борисоглебскую гимназию. Учился в Петербурге у Л.Дмитриева-Кавказского (1902-1904), в Москве в школе рисования и живописи К.Юона и И.Дудина (1904-1906), в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества. В 1910 году совместно с П. Кончаловским, И.Машковым, В.Рождественским организует общество "Бубновый валет”. Художников объединяло увлечение французской школой живописи, что не мешало им быть связанными с национальными традициями русского народного творчества. В творчестве художника входит натюрморт, представляющий широкие возможности для поисков в области взаимоотношений формы, пространства, цвета. Для Куприна натюрморт - это конструктивная логика в познании окружающей среды. | ![]() |
Ле Дантю Михаил (1891-1917)
Футуристическая композиция Бумага, акварель, карандаш 25,5 х 22; 24,4 х 20 В 1908 году окончил Петербургское реальное училище. Посещал художественные студии, сначала Я.Ционглинского, затем М. Бернштейна. В 1909 году поступил в Петербургскую Академию художеств. В эти годы тесно сближается с группой художников, образовавших "Союз молодежи”, энергично ищущих новые дороги в искусстве. В 1912 году бросает учебу в Академии, уезжает в Москву. Знакомится с М.Ларионовым и Н.Гончаровой, участвует в подготовке знаменитой выставки "Ослиный хвост”. Близкие отношения завязываются с художником К.Зданевичем, и весной 1912 года они уезжают в Тифлис. Здесь он обращает внимание на поразительные картины неизвестного художника-самоучки Нико Пиросманишвили. По возвращении в Петербург Ле Дантю активно участвует на выставках, углубленно изучает древнее и примитивное искусство, занимается в археологическом музее, пишет теоретические работы, читает лекции, выступает на диспутах. Необходимость иметь постоянный заработок заставляет его поступить в Николаевское кавалерийское училище. Но служба дается трудно и он покидает училище. В 1915 г. мобилизуется на военную службу. После обучения во Владимирском пехотном училище, был отправлен на фронт. Погиб в 1917 году. | ![]() |
Две фигуры Картон, тушь, гуашевые белила, карандаш 42,2 х 15,4 | ![]() |
Луппов Сергей (1883-1977)
Свидание. 1920-е Картон, масло 73.5х87,5 По окончании Слободского реального училища в 1912 году поступил в Московское Училище живописи, ваяния и зодчества, где учился у Н.Касаткина, А.Васнецова, А.Архипова, К.Коровина и которое окончил в 1917 году со званием художника 1-й степени. Творческую деятельность С.Луппов совмещал с преподавательской. С 1918 по 1923 гг. он работал в г.Слободском преподавателем графических искусств, организовал художественную студию и музей. С 1923 года, после переезда в Москву, работал преподавателем графических искусств в военной школе комсостава. С.Луппов постоянный участник всех выставок АХРР с 1923 года, а затем многих выставок, организованных Союзом художников, членом которого он являлся с 1932 года. | ![]() |
Сидящая женщина в черном купальнике Бумага, акварель, карандаш 15,4х26,4 | ![]() |
Мазель Рувим (1890-1967)
Перекочевка. 1930-е Холст, масло 80х124 Художественное образование Мазель получил в Витебске в художественной школе Иегуды Пэна . Там же учился М.Шагал. Для продолжения учебы в 1907 году Мазель поступил в Петербурге в школу "Общества поощрения художеств”, руководимую Н.Рерихом. В 1910-1914 годах Мазель учился в Академии художеств и частных студиях Мюнхена, путешествовал с друзьями по Италии. С началом войны в 1914 году вернулся в Россию и в 1915 году был мобилизован в армию. С военной частью попадает в Туркмению, в Красноводск и Ашхабад. Пользуясь свободой отпуска из полка, Мазель занимался зарисовками, одновременно изучал Туркмению, ее нравы и обычаи. В это время возникли его альбомы акварелей «Узоры персидского города», «Степь говорит», «Ковровые сказки». Вместе с художниками Н.Владычуком и М.Либаковым Мазель взялся за организацию в Ашхабаде художественной студии, которая в 1922 году получила название "Ударная школа искусств Востока”, фактически это было зарождением туркменского изобразительного искусства. В 1923 году по состоянию здоровья Мазелю пришлось покинуть милую сердцу Туркмению и вернуться в Москву. В Москве художник работал в издательствах "Москва”, "Красная Новь”, "Радуга” и др., оформлял книги Р.Киплинга и И.Эренбурга. В 1934 году Мазель поступил на работу в Московский центральный музей народоведения, оформляет. В 1937-м и 1940-м годах Мазель участвовал в экспедициях музея в Туркмению и Каракалпакию. В музее собрано огромное количество работ Мазеля – от набросков до законченных произведений, что как раз наглядно иллюстрирует принцип монографичности, использованный Савицким в создании коллекции. | ![]() |
Женщины идущие в баню. 1906 Бумага, гуашь, акварель 15,6х24,3 | ![]() |
Милашевский Владимир (1883-1976)
Мужчина с кувшинкой. 1931 Холст, масло 84х51 Рисовальщик, акварелист, живописец. Автор пейзажей, портретов, произведений бытового жанра. Иллюстратор. Исполнял также плакаты, эскизы для театра. Родился в Тифлисе. Учился в Саратове в реальном училище (1903-1910), где учителем рисования был художник В.Коновалов, преподававший одновременно в Боголюбовском рисовальном училище, вечерние классы которого посещал будущий художник (1906-1907). Занимался рисунком и живописью в Харькове в студии А.Грота и Э.Штейнберга (1911-1913). Учился в Петербурге в Высшем художественном училище при Академии художеств на архитектурном отделении (1913-1915) у Н.Бруни, И.Творожникова, Г.Залемана, А.Маковского. Работал в "Новой художественной мастерской” (1915-1916) под руководством М.Добужинского, Е.Лансере, А.Яковлева. Впервые экспонировался на Выставке произведений художников - членов Дома искусств (1921) в Петрограде. С 1924 года жил в Москве. Один из организаторов группы "13”. Участник многочисленных выставок в СССР и за границей. | ![]() |
Милиоти Василий (1875-1943)
Женский портрет на декоративном фоне. 1933 Холст, масло 65 х 50 Окончил юридический факультет Московского университета (1904). Специального художественного образования не имел, будучи гимназистом занимался у домашнего учителя рисования Турчанинова. Соученики брата, Николая Милиоти, по Московскому Училищу живописи, ваяния и зодчества П.Кузнецов, Н.Сапунов, П.Уткин, С.Судейкин побудили Василия продолжать самостоятельно заниматься живописью и рисунком. С 1905 года Милиоти начал участвовать в выставках. Член и экспонент "Голубой розы” (1907). Декоративная выразительность, фантазийность и изысканная утонченность навеянные увлеченностью Востоком, являющиеся характерной чертой «голуборозовцев», присутствуют во многих произведениях художника. | ![]() |
Моргунов Алексей (1884-1935)
Кузьминки. 1911 Холст, масло 91 х 105,5 Учился в Московском Строгановском художественно-промышленном училище, посещал литературно-художественные кружки. В 1909-1910 годах Моргунов едет в Германию, Францию, затем вновь во Францию и Италию. Пюви де Шаванн, Мане, Курбе, Сезанн, импрессионисты производят на художника ошеломляющее впечатление. В 1910 году «русские сезаннисты» М. Ларионов, Н. Гончарова, И.Машков, А.Лентулов, П.Кончаловский, Р. Фальк, А. Куприн, объединились в группу "Бубновый валет”. А. Моргунов также входил в это объединение. В 1911 году Моргунов становится членом группы "Бытие”. В 1912 году, увлекаемый М.Ларионовым и Н.Гончаровой А.Моргунов вошел в группу "Ослиный хвост”, а вскоре в "Общество московских художников” (ОМХ). В коллекции музея представлен 85 произведениями живописи и графики. | ![]() |
Никритин Соломон (1892-1953)
Старое и новое Холст, масло 178.5х216 Живописец, график, художник театра. Работал в области оформления массовых празднеств. Монументалист, дизайнер. Автор портретов, жанровых и тематических картин, беспредметных и пространственных композиций. Иллюстратор книг и журналов. Занимался экспериментальными исследованиями в области цветоведения. Окончил Киевское Художественное Училище (1909-1914). Занимался у Л.Пастернака в Петрограде, А.Яковлева в Москве (1915-1917). Учился в художественной студии А.Экстер в Киеве (1918-1920). В 1919 году Никритин был одним из организаторов в Киеве Еврейской Культурной лиги. В1920-1922 годы Никритин учился во ВХУТЕМАСе. Один из организаторов "Проекционного театра”, осуществившего в 1923 году постановку «Трагедии А.О.У.» которая состояла из пластических движений и речевых звуков. Организатор (вместе с К.Редько, М.Плаксиным, А.Тышлером, С.Лучишкиным) группы "проекционистов” ("Электроорганизм”), выставка которой состоялась в 1922 году в Музее живописной культуры в Москве. В 1924 году Никритин участвует в "Первой дискуссионной выставке объединений активного революционного искусства” с группой "проекционистов”, где экспонирует серию чертежей, фотографий и объемных сооружений. В 1935 году создает композицию «Старое и Новое», где сопоставляет образы советских людей, олицетворяющих Новое, с образами прошлого, Старого. В коллекции музея представлен 179 произведениями живописи и графики. | ![]() |
Композиция «Одиночество». 1927 Бумага, карандаш 20,7 х 17,8 | ![]() |
Осмеркин Александр (1890-1967)
Девочка с куклой.1913 Холст, масло 75 х 75 Учился в Киевском художественном училище у Г.Дедченко, И.Макушенко (1909-1911), в студии И.Машкова в Москве (1912-1913). С 1913 года участник выставок. Член объединений "Бубновый валет”, "Мир искусства”, АХРР(Ассоциация Художников Революционной России), ОМХ (Общество Московских Живописцев) (1928), "Московские живописцы” (1925), "Бытие” (1926), "Крыло” (1927). На пути поиска собственных выразительных средств в живописи художник прошел от импрессионизма и кубизма до попыток создания идейно-содержательных, соответствующих духу времени полотен, впрочем попытки эти были неудачными. В 1948 году Осмеркин был изгнан из числа преподавателей Московского художественного института им. В.Сурикова и Академии художеств Ленинграда как формалист и космополит. | ![]() |
Натурщица с зеркалом. 1924 Холст, масло 100х 85 | ![]() |
Пестель Вера (1887-1952)
Футуристическая композиция. 1916 Бумага, гуашь, тушь, перо, карандаш, акварель 35 х 25,8 Окончила гимназию с золотой медалью. Посещала частную художественную студию. В 18 лет вышла замуж. Замужество не стало помехой к обучению в Строгановском училище. Посещала свободную студию разместившуюся на квартире художника В.Рождественского. В числе посетителей студии были художники М. Ларионов, П. Кузнецов, А. Шевченко, Н. Удальцова, А. Моргунов В.Фаворский. Зиму 1912-1913 года Пестель провела в Париже с художницами Н.Удальцовой и С.Каретниковой. Художественные студии, музеи, выставки, галереи предоставляли блестящую возможность изучить европейское искусство. В 1915 году под влиянием художника В.Татлина Пестель увлеклась футуризмом. В дальнейшем В.Пестель отошла от футуризма к реалистическим формам. Входила в группы «Маковец», «Путь живописи». Тяжелые моральные страдания пришлось испытать В.Пестель. В 1920 году от сыпного тифа умер ее муж, в 1940 году арестовали сына и заключили в лагеря без права переписки (одна из жесточайших форм наказания советского режима). Лишь после смерти В.Пестель из документа о посмертной реабилитации сына стало известно, что он умер в 1943 году. | ![]() |
Футуристический портрет. 1916 Бумага, карандаш, уголь 20,7 х 16,8 | ![]() |
Попова Любовь (1889-1924)
Дома. 1914 Бумага, акварель, карандаш, тушь. 33х25,3 В 1907-1908 годы посещала студию С.Жуковского и школу живописи и рисунка К.Юона и И.Дудина. В 1910 году ездила в Италию, испытала сильное воздействие искусства Джотто. В 1911 году была в Пскове и Вологде, изучала древнерусское искусство. В 1912-1913 годы вместе с В.Пестель и Н.Удальцовой училась в Академии Ла Палетт в Париже у Ле Факонье и Метценже. В 1913-1915 годы работала в студии В.Татлина "Башня” вместе с В.Бартом и К.Зданевичем. В 1914 году путешествовала по Франции и Италии. В 1915-1916 годы - член объединения "Бубновый валет”. 1918 году - член коллегии Отдела ИЗО Наркомпроса. С 1918 года - профессор Свободных художественных мастерских. С 1920 года член Института художественной культуры (ИнХУК). С 1921 года - профессор ВХУТЕМАСа. | ![]() |
Футуристический портрет. 1916 Бумага, карандаш, уголь 20,7 х 16,8 | ![]() |
Порет Алиса (1902-1984)
Семейный портрет. 1937 Холст, масло 53 х 68 Окончила Петербургскую Академию художеств. Училась у Савинова, Кареева, Петрова-Водкина, но главным учителем считала П.Филонова. Аналитическое искусство Филонова оказалось близким по духу А.Порет. Технический навык и смысловая глубина соединены в лучших произведениях Порет, выполненных у Филонова. Будучи дружна с Даниилом Хармсом, Алиса Порет была его соавтором: они придумывали детские стихи, загадки. А.Порет работала в графике - иллюстрировала детские книжки. Портреты показывают другую грань таланта художника- способность передачи не только портретного сходства модели но самого характера. | ![]() |
Девка-чернявка. 1937 Холст, масло 56,5 х 44,5 | ![]() |
Пшесецкая Вера (Руна)
Портрет Сардана (Тар). 1928 Холст, масло 106х54.5 Была деятельным членом группы "Амаравелла". Сохранилось только 5 портретов ее работы, членов группы, остальное - погибло. Б. Смирнов-Русецкий писал о Руне: "Казалось она была направлена к нам (членам Амаравеллы) чьей-то Высокой Волей, чтобы объединить и сплотить нашу группу, придать более глубокий смысл нашим исканиям". В Петербурге она была членом теософского кружка и прекрасно знала теософскую литературу. В кружке проводились спиритические сеансы, посвященные изучению природы Венеры. Мужем Руны был философ Петр Успенский. Именно от него она получила углубленные познания оккультизма. В 1930 году Пшесецкая была арестована и сослана в Архангельск. По предположению Смирнова-Русецкого она скончалась в 1945 или 1946 году. | ![]() |
Редько Климент (1897-1956)
Победитель. Бокс. 1929 Холст, масло 147 х 97,5 Иконописная мастерская Киево-Печерской лавры была первым шагом художника на долгом пути освоения искусства. Провалив экзамен в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, в 1914 году Редько поступает в Петроградскую школу Общества поощрения художеств. Приняв революцию 1917 года как символ свободы, как возможность для художника свободного экспериментаторства, Редько изобретал собственную технику. В то же время занимался оформительскими работами при подготовке революционных праздников. В 1927 году Редько был командирован в Париж для совершенствования живописного мастерства, где работал художником выставочного отдела Торгового Представительства СССР в Париже, сотрудничал в журнале "Монд». Выставлялся в галереях Пале-Ройяль, Биллиэт, Гранджуан, Кастель, Винион. Сблизился с Пикассо. Годы, проведенные во Франции, сделали Редько зрелым художником. Вскоре после войны Редько исключили из Союза художников за космополитизм. Это была очередная волна репрессий, организованных сталинским режимом. Единственным заработком художника сделалось преподавание в самодеятельном изо-кружке студентов Тимирязевской академии. Художник скончался в 1956 году так и не получив признания. | ![]() |
У моря. Мари-Луиза. 1933 Холст, масло 117 х 90 | ![]() |
Рождественский Василий (1884-1963)
Убайда. 1926 Холст, масло 115 х 93 Художественное образование получил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, которое окончил в 1911 году. Учителя, С. Коровин и К.Горский, называли Рождественского импрессионистом за его манеру письма. Начиная с 1907 года участвовал в выставках общества Леонардо да Винчи, «Московского товарищества художников», «Бубнового валета», «Мира искусства», «Общества Московских живописцев», АХРР. В 1912 году художник предпринял путешествие по Италии. Рождественский много путешествовал по родной стране. География поездок самая широкая : от Крыма и Кавказа до Карелии, от Средней Азии до Алтая. О пребывании в Самарканде, художник вспоминал: « работал мало: написал узбека в ярком халате и сделал несколько рисунков»... | ![]() |
Стена дома Холст, масло 119х103 | ![]() |
Рубашкин Самуил (1906-1975)
Праздник весны в парке. 1974 Холст, масло 89 х 122 Родился в Витебске. После революции 1917 года семья переехала в Москву. В 1927 году Рубашкин окончил операторский факультет ВГИКа. Работал на киностудиях страны. Участвовал в съемках полнометражных художественных фильмов. Живописью начал заниматься в 1959 году. Не имея специального образования, Рубашкин самостоятельно освоивал секреты изобразительного искусства. Рисунок и повествовательность, сближающие его с «примитивистами», были всего лишь способом передать конкретные жизненные впечатления. Имя художника внесено во Всемирную энциклопедию наивного искусства. Произведение«Праздник весны в парке» посвящено известной выставке советского авангарда, получившей название «бульдозерная». В 1974 году художники-авангардисты , или нон-конформисты, попытались устроить свою первую выставку на пустыре у станции метро «Беляево» в Москве. Но выставку, под видом проведения субботника, разогнали бульдозерами по указанию властей. Художник был свидетелем разгона и посвятил этому событию произведение «Картинки с выставки». В левом нижнем углу художник изобразил себя с зонтиком. И.В.Савицкий купил полотно, но поменял название, чтобы беспрепятственно оформить покупку. | ![]() |
У портрета Петра I. 1975 Холст, масло 74 х 59 | ![]() |
Рыбников Алексей (1887-1949)
Апокалипсис. 1918 Холст, масло 105 х 105,5 Родился в Харькове. Окончил Харьковскую школу рисования и живописи (1909). Работал в студии Ф. Рерберга в Москве (1909-1911). С 1919 по 1949 гг. работал в Государственной Третьяковской Галерее, сначала хранителем, а затем заведующим реставрационными мастерскими. | ![]() |
Натюрморт Холст, масло 82,5 х 66 | ![]() |
Рыбченков Борис (1899-1994)
Зимний день на окраине. 1930 Холст, масло 75 х 96 Живописец, график, плакатист. Учился в Киевском художественном училище у Е.Крюгер-Праховой, Н.Струнникова, М.Козика (1915-1918), во ВХУТЕМАСе у Л.Поповой, А.Древина, А.Шевченко (1921-1925). С 1918 года участник выставок. Член объединений "Рост” (1928-1929), "13” (1929-1932). В 1920 году работал в "Окнах сатиры РОСТа” Западного фронта и над оформлением агитпоездов. Работал с самодеятельными художниками, организовал Детскую изостудию № 1 Ленинградского района Москвы (1960-1980). Одной из постоянных и излюбленных тем в творчестве Рыбченкова является Москва. Москва Рыбченкова – это не помпезная, парадная столица, это маленькие улочки, дворики, старые дома, это воспоминания о былом. | ![]() |
За Бутырской заставой Холст, масло 75 х75 | ![]() |
Савицкий Игорь (1915-1984)
Улица в старой Хиве Картон, масло 57 х 64 Игорь Витальевич Савицкий (1915-1984), коллекционер, инициатор создания музея искусств, человек, имевший необычайно широкий круг интересов, был также ведущим художником Каракалпакии. В 1946 году Савицкий окончил Художественный институт им. Сурикова в Москве. В 1950 году он приехал в Каракалпакию в составе Хорезмской археолого-этнографической экспедиции Академии Наук СССР. Экспедицию возглавлял известный ученый С.П.Толстов. Савицкий открывает для себя прикладное искусство каракалпаков. Горячее увлечение этим искусством явилось основной причиной, побудившей его навсегда переехать в Нукус. Секретам живописного мастерства Савицкий учился у известных русских художников Р.Фалька, Н.Ульянова, К.Истомина. Как пейзажист Савицкий открыл богатство простых мотивов природы Каракалпакстана. Большинство его произведений написаны с натуры. В них точно и художественно передано особое очарование нашей неброской природы. У Савицкого нет поверхностных, бьющих на внешний эффект картин. Особая лиричность, искренность и любовь художника к природе покоряют зрителя. Казалось бы Савицкий, прирожденный колорист, мог бы ограничить себя чисто колористическими поисками. Но он не идет по этому наиболее легкому пути. Проблемы пленэра, света и цвета неразрывно связаны для Савицкого с острым ощущением красоты природы. Он как никто другой сумел почувствовать и передать своеобразие каракалпакской природы. Савицкий удостоен званий заслуженного деятеля искусств УзССР, народного художника Каракалпакской АССР, лауреата республиканской премии им. Бердаха. В 2002 году Савицкий удостоен (посмертно) ордена «Буйюк Хизматлари Учун». | ![]() |
Калалы-гыр в полдень. 1953 Холст на картоне, масло 37,7 х 70 | ![]() |
Сандомирская Беатриса (1894-1971)
Рыбачка. 1937 Дерево, резьба 155 х 60 х 60 Училась в студии Шервуда и Малашкина, в Петербургской Академии художеств в мастерской П.Баха, в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у С.Волнухина. В начале 1920-х годов Сандомирская не осталась в стороне от конструктивистских экспериментов. Ей нравилась атмосфера поисков, сопровождавшая работу кубистов, их стремление к активной пластике. Именно в этот период почувствовала влечение к материалу, что имело важнейшее для всего ее искуства значение. Много ездила по стране в творческие командировки, руководила Государственными художественными мастерскими в Оренбурге, Самарканде, Бухаре, работала преподавателем рисования в различных школах, декорировала большие залы к празднествам, оформляла демонстрации | ![]() |
Сардан Александр (Баранов) (1901-1974)
Микродинамика. Пространство Бумага, гуашь 24 х 34,1; 22,3 х 32,8 Александр Сардан (Баранов) родился в Москве. Обладая абсолютным музыкальным слухом, занимался музыкой у знаменитых педагогов Р.Глиэра и М.Гнесина. К 1920-1923 годам относятся его первые рисунки карандашом и где впервые будущий художник задался целью передавать звуки в красках: «Музыка звуков по своему существу динамична во времени, а музыка в красках улавливает и выражает эту динамичность в пространстве». Для Сардана интересными были не только вопросы культуры, но его глубоко интересовали вопросы науки – астрономии, физики, геологии, психологии. Настоящим увлечением для художника явилась тема Космоса. В 1927 году в Москве сформировалась группа из шести художников-единомышленников, руководителем группы был Петр Фатеев. Название группе придумал А.Сардан – «Амаравелла». Объединил художников Космос. Космос для художников прежде всего означал расширенное сознание. Их интересовало не только техническое освоения космоса человеком, но и духовные и эстетические аспекты пребывания человека в Космосе. Группа художников-космистов просуществовала недолго. Ее не просто запретили. Почти все художники, за исключением П.Фатеева, были арестованы и получили различные по длительности сроки заключения. Долгое время Сардан был более известен как режиссер научно-популярного кино – после недолгого заключения он оставил занятия живописью. | ![]() |
Грезы Бумага на картоне, темпера, пастель 23,5 х 31,8 | ![]() |
Смирнов-Русецкий Борис (1905-1993)
Будда вечернего света. 1924 Бумага, гуашь 48,5 х 64 Очень рано начал рисовать. В 1917 году семья переезжает в Москву. С 1920 года посещает художественную студию при Высшей стрелковой школе под руководством А.Манкова. В 1921 году сдает экзамен во ВХУТЕИН, но неудачно. Поступает на вечернее отделение Московского инженерно-экономического института (1921-1926). Одновременно посещает студию под руководством И.Рерберга. В 1922-24 годы создает цикл пейзажей "Прозрачность”, навеянные поэзией А.Блока и музыкой Шопена, Шумана, Листа. Выставочная деятельность началась в 1923 году с "Выставки пяти” (Д.Соболев, А.Микули, Л.Лозовский, П.Фатеев). В 1926 году произошла встреча с Н.Рерихом, который советует учиться живописи дальше и в этот же год Смирнов-Русецкий успешно сдал экзамены во ВХУТЕИН. Учился у Фаворского (гравюра на дереве), Н.Куприянова (литография), И.Нивинского (офорт). В 1927 году Смирнов-Русецкий участвовал двумя картинами в международной выставке в Нью-Йорке, организованной Н.Рерихом. В выставке участвовали П.Фатеев, А.Сардан. В этом же году окончательно сформировалась группа «Амаравелла» объединившая первых в стране художников-космистов (П.Фатеев, Б.Смирнов-Русецкий, В.Пшесецкая (Руна), А.Сардан, С.Шиголев, В.Черноволенко). В 1930 году перед дипломной работой Б.Смирнов-Русецкий прекращает занятия во ВХУТЕИНе и сдает экзамены в аспирантуру при институте металлов. Это определило дальнейше направление научной и педагогической работы в области металловедения, где Смирнов-Русецкий имет ряд открытий и научных разработок. Занятия живописью не оставляет. Много путешествует по Северу, Кавказу, Крыму, Казахстану, Карелии, Прибалтике, Украине, Алтаю, средней полосе России. Участвует в некоторых выставках. В июне 1941 года Смирнов-Русецкий был репрессирован, прошел 10 лет исправительно-трудовых лагерей. В 1956 году был реабилирован. | ![]() |
Игра перламутра. 1923 Бумага, темпера 32,8 х 49,8 | ![]() |
Соколов Михаил (1885-1947)
Натюрморт конструктивный с двумя лимонами Бумага, тушь, чернила 17,6 х 15,6 В 1904-1907 годах учился в Строгановском художественно-промышленном училище. Затем до 1909 года служил на Балтийском военном флоте. До 1938 года преподавал на различных художественных курсах, техникумах, институте повышения квалификации художников-живописцев и оформителей (1936-1938). В марте 1938 года был приговорен судом к семи годам исправительно-трудовых лагерей в Сибири. Первые работы Соколов показал на выставке «Мир искусства» (1917), в них явно прослеживается влияние французского искусства конца XIX- начала ХХ века. Преподавание в Художественных мастерских города Твери (1920-1922) Соколов совмещал с работой в графике. В рисунках художник обращается к приемам авангардистских течений- геометрические формы, сдвиги. По возвращении в Москву Соколова увлекают темы духовности. Способность и готовность художника к переменам сделали его блестящим импровизатором как в графике так и в живописи. В коллекции музея творчество художника представлено 302 произведениями живописи и графики. | ![]() |
Вилки и нож на фоне пейзажа. 1919-1921 Бумага, сепия 22 х 17,7 | ![]() |
Соколов Петр (1886-1967)
Эскиз композиции. 1922 Бумага, чернила, карандаш 11,7 х 11,6 В 1919 году окончил Вторые государственные художественные мастерские, получив специальность литографского рисовальщика. В том же году отделом изобразительных искусств Наркомпроса был направлен в качестве преподавателя в Воронежские государственные свободные художественные мастерские, руководителем которых была Анна Боева, супруга П.Соколова. В 1921 году супруги вернулись в Москву. В середине 1950-х годов Соколов и Боева стали членами офортной студии И.Нивинского. Очевидно, что жизнь Петра Соколова складывалась непросто. В прошении в Комиссию по изучению кадров живописной секции МОСХа (Московский Союз Художников) от 1945 года художник упомянул о своих тяжелых жилищных условиях и отсутствии мастерской. | ![]() |
Строитель. Эскиз. 1922 Бумага, перо, чернила 17,3 х 10,6 | ![]() |
Софронова Антонина (1892-1966)
Конструктивная композиция линейная Бумага, акварель 20,9 х 8,2 В 1910 году поступила в московскую художественную школу Ф.Рерберга. В 1913 году перешла в студию И.Машкова. С 1914 года Антонина Софронова начала принимать участие в выставках «Бубновый валет», «Мир искусства», «Московское товарищество художников». В 1920 году Софронова поступает преподавателем в Свободные Государственные Художественные Мастерские в Твери. В это же время преподавателем в Мастерских был Михаил Соколов. Увлечение конструктивизмом характерно для данного периода творчества Софроновой. Близкими по духу для Софроновой оказались художники группы «Тринадцать». В 1931 году Софронова была приглашена участвовать в третьей выставке группы. Яркие произведения художников выставки никак не соответствовали зарождавшемуся в искусстве тоталитарного государства методу «социалистического реализма». Критика была беспощадна – экспоненты получили ярлык «формалистов». Долгие годы А.Софронова не имела возможности выставлять свои произведения и работала «для души», но не изменила своим принципам. | ![]() |
Конструктивная композиция. Треугольники и круги Бумага, тушь, перо 21,2 х 20,1 | ![]() |
Ставровский Аркадий (1903-1980)
Брюшной тиф. 1932 Бумага, акварель, карандаш 31,2 х 42,6 Окончил I Московский государственный университет, отделение теории и истории искусств. Одновременно с учебой в университете занимался живописью в различных студиях, но главным образом в студии Лентулова. Служил во флоте. С 1926 года работал художником в издательствах и по договорам. Участвовал в выставках общества «Бытие», АХРР. Во время Великой Отечественной войны (1941-1945) Ставровский вновь был призван на фронт. После демобилизации работал по договорам в Московском товариществе художников, выполнил ряд монументальных росписей в г.Тамбове и Златоусте для дворцов культуры. Произведения Ставровского, вошедшие в собрание ГМИ, совершенно далеки от официоза, они глубоко лиричны, словно созданы для узкого круга зрителей. | ![]() |
Гитара и маски. 1937 Холст, масло 120,5 х 100,5 | ![]() |
Суряев Константин (1900-1965)
Кафе от ресторана «Ландыш». Москва. 1920 Бумага, акварель, карандаш 31,2 х 42,6 Родился в Риге. Родители недолго оставались вместе и после развода мать одна поднимала пятерых детей. Поступив во Вхутемас (Высшие художественно-технические мастерские) на факультет промышленной эстетики, Константин Суряев его не так и не закончил, работал дома. Вскоре вошел в группу молодых художников учеников Александра Шевченко. В 1926 и 1928 годах группа выставлялась под названием «Цех живописцев». Суряев предоставил для выставки 30 работ. Но официальной критикой выставки были восприняты отрицательно. В те же годы Суряев путешествовал по Средней Азии. Брат Константина Семен тоже был художником, талантливым художником, но сжег все созданные произведения и закончил жизнь в психиатрической лечебнице. После окончания Второй Мировой войны работал в Главхудожпроме руководителем группы художественной игрушки. Иногда сам изготовлял образцы кукол. Лишь в конце жизни, после ухода на пенсию, художник получил возможность полноценно заниматься живописью. Суряев был уверен в своем таланте, но, напрочь лишенный тщеславия, никогда не стремился к широкому показу своих работ. | ![]() |
В кафе. 1962 Холст, масло 101 х 79,5 | ![]() |
Тарасов Николай (1896-1969)
Сокольники Холст, масло 102 х 90 Родился в Москве. Отец его был духовного звания, что некоторым образом повлияло на судьбу Николая – он получил музыкальное, по классу пения, образование в синодальном училище. В 1925 году окончил Вхутемас - Московские высшие художественно-технические мастерские по станковому отделению живописного факультета. В силу сложившихся обстоятельств Тарасов вынужден был зарабатывать на жизнь пением в различных хорах (церковных) и концертной деятельностью. Но ничто не могло его принудить оставить занятия живописью и рисунком. Его творческое наследие составляет огромное количество живописных и графических произведений. Однажды на просмотре выставки, куда Тарасов предоставил «Портрет М.В.» , комиссар народного просвещения сказал: «Снять эту дрянь». После чего оскорбленный художник дал слово впредь не выставляться. Произведения художника отличает удивительная свобода решения тем и образов. Неизменная непринужденность и элегантность каждого штриха, каждого цветового пятна образуют строгую закономерность и ритмику глубоко прочувствованных автором драматизма и лиричности содержания. | ![]() |
Искушение св.Антония Бумага, гуашь 63,5 х 48,1 | ![]() |
продолжение...
Источник: http://www.museum.kr.uz/Russian_arts