Беньков Павел (1879-1949)
Минарет Калян. Холст, масло. 118 х 97 Учился в Казанской художественной школе (1895-1901), в Петербургской Академии Художеств (1901-1908) в мастерских Д.Кардовского и И.Репина, в Академии Жюльена в Париже (1909). С 1909 года преподавал в Казанской художественной школе В Узбекистане с 1929 года. Занимался творческой и педагогической деятельностью. Оставаясь сторонником традиций русского реалистического искусства, создал целый ряд произведений посвященных Бухаре, Хиве, Самарканду. | ![]() |
Карахан Николай (1900 -1970)
Строительство дороги. 1932 Холст, масло 250 х 83 В детстве с родителями переехал в Туркестан из Нагорного Карабаха. Учась в школе много рисовал. Это увлечение привело его в Ташкентское художественное училище (1918-1921). В 1921 году он был призван в Красную Армию, где почти все время работал художником. Демобилизовавшись, Карахан преподает рисование в Туркменском педагогическом техникуме (1925-1934), потом ведет живопись в Ташкентском художественном училище (1934-1941). Огромное количество выполненных художником живописных полотен, этюдов являют собой своеобразную летопись строительства молодого Узбекистана. Яркий стилизованный рисунок, ритмичная композиция, декоративность – отличительные черты ранних произведений Карахана. В коллекции музея Н. Карахан представлен 862 произведениями живописи и графики. | ![]() |
Поливальщик. Холст, масло 66,5 х 76 | ![]() |
Кашина Надежда (1896-1977)
У Ширдора. 1928 Холст, масло 87,3 х 79,5 Родилась в Перми в семье потомственного художника занимавшегося настенной росписью и иконописью. Училась в Пермском народном художественном училище (1920) у А.Каплуна, затем в Московском ВХУТЕМАСе(Всесоюзные художественно-технические мастерские)-ВХУТЕИНЕ (Всесоюзный художественно-технический институт) (1921-1927) у Р.Фалька и С.Герасимова. Член-организатор художественного общества "Рост” (1928-1929), член группы "13” (1929). Участник выставок с 1928 г. Персональные выставки в Ташкенте (1957, 1973), Москве (1971), Перми (1973). С 1930 года жила в Узбекистане, в Самарканде, с 1932 - в Ташкенте. Живописец, график, иллюстратор, плакатист. Представленные произведения выполнены Кашиной во время ее первых поездок в Самарканд. Увлеченность экспрессионизмом художница выразила в полотнах, используя новые для себя впечатления от увиденных в Узбекистане ярких красок | ![]() |
Рождение ребенка. 1929 Холст, масло 87,3 х 79,5 | ![]() |
Коровай Елена (1901-1974)
В бывшем гетто. Бухара. 1932 Холст, масло 72,5 х 71,5 Детство провела в Харбине, где ее отец был начальником отделения железной дороги, а мать - драматической актрисой. В 1914-1917 годах училась в Петербурге в школе поощрения художеств у К.Рериха и И.Наумова. В 1917 году переехала к родителям в Барнаул, где примкнула к наиболее левой группе художников, занятых поисками и утверждением новых форм в искусстве (М.Курзин, В.Гуляев, позднее - В.Маркова). Преподавала в школе-студии отделения Алтайских художественных мастерских. В 1920-1923 годы училась во Вхутемасе. Не окончила. Много путешествовала по стране. С середины 20-х годов обосновалась в Средней Азии: сначала в Ташкенте, затем - в Самарканде. Работала художником в театрах республики на Самаркандской "Изофабрике”. Писала и оформляла детские книжки - "Лягушка и молоко”, "Два брата”, "Детский сад”. Принимала активное участие в создании Самаркандского отделения Союза художников. В 1946 году по приглашению В.Фаворского переехала в Москву, где сначала работала в области игрушки и изделий из пластмассы. В 50-х годах принимала участие в работе В.Фаворского над мозаичным панно для здания советского посольства в Варшаве (1955 г.). В конце 50-х годов вернулась к станковой живописи. В 1969 году была принята в МОСХ. Оба произведения : «В бывшем гетто. Бухара» и «Красильщики» входят в цикл работ Коровай, посвященных бухарским евреям. | ![]() |
Красильщики.1931-1932 Холст, масло 76 х76 | ![]() |
Ковалевская Зинаида (1902-1979)
У хауза. Холст, масло 82 х 89,5 Училась в Казанском художественном училище (1922-1927) у Павла Бенькова. В 1943 году экстерном защитила диплом в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им.И.Репина в Ленинграде. В Узбекистане с 1930 года. Преподавала в Самаркандском художественном училище. Темы для своих произведений художница брала из жизни, окружающей ее действительности, используя гамму богатых красок юга. | ![]() |
Курзин Михаил (1888-1957)
Капитал. Бумага на картоне, гуашь, 42 х 67 В 1904-1907 годах учился в Казанском художественном училище, в 1908 году - в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества. С 1910 по 1912 год был учеником в частной мастерской М. Бернштейна в Петербурге. Осенью 1919 года совершил поездку в Китай. В 1921 году преподавал во Вхутемасе. В 1922 году Курзин вместе с Е. Коровай выехал в Крым, в Симферополь, откуда в 1923 году перебрался в Ташкент. В Ташкенте работал в театре оперы и балета, газетах, преподавал. В 1927 году Курзин выступил одним из организаторов группы художников "Мастера Нового Востока”. В 1936 году Курзина арестовали и осудили к 5 годам лишения свободы и трем годам поражения в правах. Курзина обвинили во враждебной настроенности к советской власти, высказывании террористических намерений против Сталина, антисоветской агитации. Произведения художника признавали «формалистическими», искажающими советскую действительность; художник намеренно изображает советского человека уродливым. Наказание художник отбывал на Колыме. В конце 1945 года Курзин приехал в Бухару. В 1948 году за самовольный выезд в Ташкент Курзина вновь арестовали предъявив то же обвинение в антисоветской деятельности и сослали в Красноярский край. В 1957 году Курзин скончался. | ![]() |
Эмигранты. Холст, масло 44,5 х 73,2 | ![]() |
Лысенко Владимир (1903-1950?)
Холст, масло 141,5 х 109,5 По имеющимся в архиве ГМИ сведениям Лысенко жил в Ташкенте с 1918 (1919 -?) года. В 1930-е годы участвовал в республиканской выставке, где был представлен большим разделом живописных произведений. В 1935 году был арестован. Во второй половине 1940-х годов участвовал в выставках в Новороссийске и Краснодаре. В 1951 году приезжал в Ташкент. В 1953 году реабилитирован. | ![]() |
Композиция «Силы земные» . Холст, масло 106,5 х 105 | ![]() |
Маркова Валентина (1907-1941)
Автопортрет в полосатом халате . Холст, масло 57,5х49 В 1920-1922 годах посещала частную школу искусства художницы Надольской в Барнауле. Здесь же познакомилась с М.Курзиным и Е.Коровай. В 1926 году, как и многие художники, подалась в Среднюю Азию, где прожила десять лет. Именно в Средней Азии Маркова состоялась как художник, нашла свой путь в искусстве, но вместе с тем пребывала в постоянном поиске. В 1927 году Маркова вошла в группу «Мастера Нового Востока». В своих произведениях Маркова неизменно обращалась к творчеству мастеров прошлого – итальянского Возрождения, французского, немецкого, английского романтизма. К сожалению, жизнь этой талантливой художницы была коротка – осенью 1941 года, в Ленинграде, она погибла . | ![]() |
Николаев Александр (Усто-Мумин) (1897-1957)
Мальчик в меховой шапке. 1924 Фанера, темпера. 26 х 22 В 1908-1916 годах Александр Николаев учился в Сумском кадетском корпусе близ Полтавы, затем в Уланском корпусе в Твери. В 1918 году посещал студию художника А.Бучкури в Воронеже. В 1919 году продолжил художественное образование во II-х Государственных Свободных художественных мастерских у К.Малевича В Москве. В этом же году был мобилизован на фронт. После демобилизации в 1920 году Николаева отправляют в Ташкент по мандату комиссии ТуркЦИКа (Туркестанский Центральный Исполнительный Комитет) для укрепления и развития культуры и искусства в Средней Азии. Николаев был покорен Востоком. Он глубоко и серьезно изучает культуру Востока. Традиции, народный быт, народные ремесла, природа Узбекистана на протяжении всей жизни неизменно вдохновляли художника и оказали влияние на все его творчество. После принятия мусульманства художник получил новое имя Усто-Мумин, что означает – Мастер. Во время работы главным художником Узбекского павильона на ВСХВ (Всесоюзная Сельско-хозяйственная Выставка) в Москве в 1938 году Николаев неожиданно был арестован и заключен в тюрьму. Поначалу в тюрьме ему не разрешали заниматься живописью, что было для художника настоящей трагедией. Но уже в 1943 году Николаев получает Почетную Грамоту ЦИК (Центральный Исполнительный Комитет) Узбекской ССР за участие в создании Уйгурского театра. В последующие годы жизни А.Николаев вел активную творческую и общественную работу. | ![]() |
Дорога жизни. 1924 Дерево, темпера 33 х 30 | ![]() |
Подковыров Алексей (1889-1957)
Басмач . Холст, масло 59 х 40 В 1918 году закончил учительскую семинарию в Актюбинске. Художественное образование получил в художественной студии художника Н.Розанова в Ташкенте (1924-1927), затем в Пензенском художественном училище у И.Горюшкина-Сорокопудова (1927-1929). Большую роль в формировании эстетических воззрений художника сыграло его сближение, крепкая дружба с коллективом молодых узбекистанских художников - Н.Караханом, У.Тансыкбаевым и более старшими по возрасту и художественному опыту А.Волковым, О.Татевосьяном. Участник многих выставок в Ташкенте, Москве, а с 1947 г. в Алма-Ате. | ![]() |
Тансыкбаев Урал (1904-1974)
Багряная осень. 1931 Холст, масло 118 х 105,4 Учился в художественной студии Н.Розанова при Ташкентском музее искусств (1924-1928), затем в Пензенском художественно-педагогическом техникуме, куда был принят сразу на выпускной курс. Урал Тансыкбаев - участник многих выставок в Узбекистане, в Москве и за рубежом, его творчество отмечено многочисленными правительственными наградами. Художника и музей связывают крепкие узы. В музее собрано значительное количество ранних работ – конца 1920-х- начала 1930-х годов, это лучшее собрание живописи и графики художника данного периода. Ранние работы ярко иллюстрируют поиск выразительных средств и форм отражения действительности. Они интенсивны и насыщены по колориту, декоративны. Знак крепости уз музея и художника видится и в печальном событии – во время своего визита в Нукус, связанного с отбором из собрания музея произведений для персональной выставки, Урал Тансыкбаев скончался . | ![]() |
Сбор яблок. 1933 Холст, масло 125 х 205 | ![]() |
Татевосьян Оганес (1889-1974)
Фруктовые палатки. 1917-1955 Холст, масло 60 х 80 В 1908 году поступил в Тифлисское художественное училище. В 1910-1917 годах учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у К.Коровина, затем во ВХУТЕМАСЕ (1921-1927). С 1917 года художник жил в Самарканде. Был близок с А.Николаевым, В.Уфимцевым. Один из организаторов школы "Самаркандская коммуна” (1918) и Школы живописи и ваяния в Ереване (1921). В 1918-1919 годы Татевосьян принимал активное участие в художественном оформлении Самарканда к революционным празднествам. Являлся автором красочных агитационных панно. Для работ художника в двадцатые годы характерна условная декоративно-плоскостная манера, что послужило поводом для обвинений в стилизаторстве и увлеченности экзотикой. С 1932 года Татевосьян жил в Ташкенте. В 1937 году Татевосьян работал главным художником павильона Узбекистана на Всесоюзной выставке в Москве. Участник выставок с 1912 года. В 1966 году Татевосьян переехал в Москву. | ![]() |
Комсомольская бригада. 1930 Холст, масло 120 х 100 | ![]() |
Уфимцев Виктор (1899-1964)
К поезду. 1927 Холст, масло, аппликация 67,3 х 58,3 Виктор Уфимцев один из многих русских художников, для кого Узбекистан стал творческой родиной. Родился в 1899 году на Южном Урале в селе Барневка. Рисованию учился в Омске (1916-1919) на курсах рисования и живописи. В 1918 году, учась в студии А.Клементьева и будучи "обыкновенным реалистом", попал на лекцию Давида Бурлюка о футуризме. Восприняв футуризм как искусство будущего, определил свое творческое кредо: "Новому содержанию надо и форму новую". В 1923 году в поисках нового уезжает в Туркестан. Все увиденное, поначалу, напомнило карнавал. Яркие краски, необычная архитектура, люди в экзотических одеждах. Ташкент, затем еще более цветистые Самарканд и Бухара. Познакомился со многими художниками, жившими в те годы в Узбекистане - А. Исупов, А.Николаев (Усто-Мумин), А.Волков, Л.Бурэ, М.Курзин, Е.Коровай. Характерной чертой произведений тех лет были лаконичность и условность художественного языка, переплетенные с декоративностью колорита. Художник дополняет свои работы техникой коллажа. Использует различный материал: шаблоны из бумаги, ткань, кошму, камыш. Произведение "К поезду" объединило в себе смелые эксперименты молодого художника – ракурс, форма картины, смешанная техника. | ![]() |
Музыканты. 1924 Картон, гуашь 35.7 х 38.8; 32.2 х 37 | ![]() |
Волков Александр (1886-1957)
Караван.1926 Холст, масло 132 х 223 Живописец, график, художник театра. Автор жанровых и тематических картин, портретов, пейзажей, натюрмортов, абстрактных композиций. Рисовальщик, патриарх школы изобразительного искусства Узбекистана. Учился на естественном факультете Петербургского университета (1906-1908). С 1907 года посещал частную студию Д.Бартинкера в Петербурге. Учился в высшем художественном училище при Академии Художеств (1908-1911) у В.Маковского, в частной школе М.Бернштейна (1910-1912) у Н.Рериха, И.Шервуда, в Киевском Художественном училище (1912-1916) под руководством Ф.Кричевского. Испытал влияние М.А.Врубеля. Участник выставок с 1920 года. Член объединений и участник выставок АХРР (Ассоциация художников революционной России), АХР (Ассоциация художников России) (с 1927), "Мастера Нового Востока” (с 1928), Ташкентского объединения АРИЗО (с 1930). Был организатором "Бригады Волкова”, объединившей ряд художников Узбекистана. В 1924 года - участник "Первой дискуссионной выставки объединений активного революционного искусства”. В 1919 году был директором Государственного музея искусств Средней Азии, в 1922 году - руководитель "Пролеткульт-театра”. Преподавал в художественных учебных заведениях Ташкента Во многих своих произведениях Волков оставался верен принципу «примитивизма» построенному на живописно-декоративном начале. | ![]() |
Арба. 1924 Холст, масло 75,5 х 114 Источник: http://www.museum.kr.uz/Uzbek_arts | ![]() |