ПОЗДРАВЛЯЕМ!!!!!
Директор музея М. Бабаназарова признана лучшим музейным работником по итогам 2008 года. 12 января в Ташкенте состоялось вручение приза и грамоты со стороны Министерства культуры и спорта Республики Узбекистан.
Выставка «Амаравелла»
В Государственном музее искусств РК им. И.В.Савицкого в мае 2010 г. откроется выставка графики и живописи художников – космистов «Амаравелла». Более 110 произведений, из 175 находящихся в фондах музея будут представлены на ней. Яркое и самобытное творчество этих замечательных живописцев, объединившихся в 1923 г. в творческий союз, к сожалению, не было ранее оценено по заслугам.
Группа начала складываться в 1923 г. В её состав входили 4 художника – Пётр Фатеев, Вера Пшесецкая, Александр Сардан и Борис Смирнов – Русецкий, которые образовали группу «Квадрига». Позднее к ним присоединились Сергей Шиголев и Виктор Черноволенко. В 1927г. группа окончательно сформировалась и стала называться «Амаравеллой». По-разному расшифровывалось название группы. Вот некоторые варианты «Несущий свет», «Творческая энергия», «Всходы бессмертия». Придумал название Сардан А. – человек блистательной выдумки.
Время, в котором жили и творили мастера «Амаравеллы» было ознаменовано удивительными открытиями в науке: Федоров Н., Циолковский К., Вернадский В., Чижевский А. писали в своих научных трудах о Вселенной, населенной разумными существами, о таинственной взаимосвязи космических ритмов и планеты Земля, о прообразах человека будущего – преодолевшего оковы геоцентризма и постигающего другие миры.
В области искусства в начале 1920-х годов возникает ряд художественных течений, для которых характерен рассудочно – аналитический подход к искусству, увлечение чисто формальным поиском, геометризация живописного языка. Прежде всего, это супрематизм и конструктивизм.
Художественная группа «Амаравелла» внимательно отслеживала эти перемены, преломив новый живописный язык, заговорила на нем о великих мировоззренческих проблемах - о месте человека во вселенной, о творческой эволюции разума, о смерти и бессмертии.
Большое влияние на творчество группы оказал и Н.К.Рерих, он же и помог им организовать выставки, прошедшие в 1927г. в Нью-Йорке (в музее Николая Рериха), в 1928 г. в Чикаго, которые имели успех, но дальнейшая судьба художников складывается трагически. В 1929 г. в Москве состоялась их последняя выставка. В 1930 г. В.Пшесецкая и А.Сардан были арестованы. В начале 1940-х годов репрессиям подверглись С.Шиголев и Б. Смирнов – Русецкий. Остальные были вынуждены оставить живопись. Но, несмотря на то, что огромный творческий потенциал «Амаравеллы» не был раскрыт до конца, её художественное наследие занимает значительное место в истории русского и мирового искусства.
«Вестники Дальних Миров»
18-мая – в день Международного Дня музеев в залах Госмузея искусств им. И.В.Савицкого открылась выставка, посвященная творчеству художников – космистов со столь необычным и красивым названием «Амаравелла». Из 175 работ, хранящихся в фондах нашего музея , 96 представлено на выставке. Яркое и самобытное творчество этих замечательных художников объединившихся в середине 1920-х г. в творческий союз, не было оценено по заслугам. Эти художники каждый по своему разделили судьбу многих талантливых людей, живущих в тоталитарном государстве, сурово каравшим любые проявления инакомыслия.
Но, не смотря на то, что огромный творческий потенциал, которым обладала группа, не был раскрыт до конца и реализован, сделанное «Амаравеллой» навсегда войдет в историю не только русского, но и мирового искусства. История этого содружества возникла в 1923 г. когда четыре художника – Петр Фатеев, Вера Пшесецкая, Александр Сардан и Борис Смирнов-Русецкий – образовали группу «Квадрига». Позднее к ним присоединились Сергей Шиголев и Виктор Черноволенко, и в 1927 г. группа стала называться «Амаравеллой».Это название не имеет однозначного перевода; существует предположение, что оно происходит от индийского «Амаравати» - «Обитель бессмертных», или «Берег бессмертных».А возможно, что графический знак с изображением, бегущего с факелом – (Эмблема «Амаравеллы») раскрывает значение слова «Амаравелла» - как «Несущий свет».
Время в которое жили и творили художники «Амаравеллы» , было ознаменовано удивительными открытиями в науке полностью изменившими картину существовавшего дотоле мировосприятия, и эти перемены художники внимательно отслеживали и нередко предвосхищали необычайно вдохновляли их. И действительно полотна художников смело и весьма убедительно воплощали то, о чем писали в своих научных трудах К. Циолковский, В.Вернадский, А Чижевский. Их внутреннему оку открывалась населенная разумными существами Вселенная, таинственная взаимосвязь космических ритмов и планеты Земля. И, конечно же, прообразы человека будущего – преодолевшего оковы геоцентризма и постигающего другие миры. Но, пожалуй, самое большое влияние на их творчество и мировоззрение оказала встреча с Николаем Константиновичем и Еленой Ивановной Рерихами, посетившими Москву в 1926 г.От них художники узнали об «Учении Живой Этики», идеи которой были так созвучны их духовным и творческим исканиям. Учение призывало к взаимосвязи человека и космоса, о мирах других измерений и иных состояний материи – взаимно проникающих друг в друга и существующих как единая Реальность. Н.Рерих предлагает художникам устроить выставку их работ в США, они с радостью согласились. Именно к этой выставке был приурочен и манифест «Амаравеллы».
Я не буду его приводить полностью, только сформулирую главные его положения: Восприятие наших картин должно идти не путем рассудочно – формального анализа, а путем вчуствования и внутреннего сопереживания – тогда их цель будет достигнута. «Амаравелла возникла под влиянием художественных течений 20-х годов и прежде всего супрематизма. Линия духовной преемственности связывает её с Чюрлёнисом, Скрябиным, Кандинским – доминировавшая в сознании этих мастеров идея синтеза искусства получила у них космическое осмысление. Рерих передал членам «Амаравеллы» две книги из серии «Живая Этика»- «Зов» и «Озарение». В книгах «Озарении» читаем: «Волны токов спирально нарастают. Принцип спирального вихря во всем. Образ спирали проходит через все учение «Живой Этики». Большое значение имела у Рериха и установка – расширять сознание. Расширение сознания – было тесно связано с процессом Преображения человека и Планеты. Процесс преображения Земной материи шел по Законам Красоты. Выставка «Амаравеллы» прошедшая в 1927 г. в Нью-Йорке «Корона Мунди», а в 1928 г. в Чикаго имели огромный успех, но дальнейшая судьба их складывалась трагически. В 1929г. в Москве состоялась последняя их выставка «Жизнь - творчество».
В 1930 г. Вера Пшесецкая и Александр Сардан были арестованы. В начале – 40-х репрессиям подверглись Сергей Шиголев и Борис Смирнов-Русецкий. Остальные вынуждены были уйти в творческое подполье. Однако никто из них не поступился своими творческими убеждениями, не стал кривить душой и писать на потребу дня. Работы оставшихся в живых - Фатеева, Черноволенко, Смирнова-Русецкого стали выставлять лишь в 60-е годы. Сардан к живописи так и не вернулся.
Создатель «Амаравеллы» Петр Петрович Фатеев (1891-1971 г.)
Родился в Москве, в семье типографского служащего. Учился в художественной студии Рерберга. Ещё до революции им были написаны (в виде открыток) первые картины, посвященные теме проникновения человека в космос – теме, которой художник остался верен всю жизнь. Именно Фатеев объединил вокруг идеи «космической живописи» большинство художников из будущей группы. Рерих в своем учении «Живой Этики» утверждал высший принцип Космического Огня. Этот принцип был созвучен творчеству Фатеева. Работы Фатеева «Космос», «Город. Желтый дом», «Сотворение скалы». Эти удивительные затягивающие миры, полные особенной, ни на что не похожей тревожной красоты, бесконечно волнующей и будоражащей. Картины, звучат, пульсируют, извиваются, трепещут. Фатеева занимала проблема Хаоса, как хранилища новых форм, новых миров, проявляющихся космической огненной энергетикой. Картина «Коллективная работа», в которой человек центр мироздания, ибо человек не только житель Земли, но и Космоса. Фигуры вытянуты ввысь, словно некие восходящие токи неуклонно поднимают нас ввысь: над планетой, над звездами. И ничто не может остановить этого поступательного движения по вертикали.
«Человек в космосе: художники «Амаравеллы» были пионерами этой темы.Смирнов – Русецкий Борис Алексеевич (1905-1993 г.)
Родился в 1905 г. в Петербурге. С 1917 г. жил в Москве. В юности он испытал сильные духовное влияние со стороны дяди, искусствоведа А.П.Иванова, познакомившего племянника с художниками «Мира искусства» и «Бубнового валета». Особенно запомнились ему рассказы о Рерихе, с которым он впоследствии познакомился лично. Учился 3года в студии Рерберга. В 1926 г. окончил инженерно- экономический институт, в 1930 г. поступает в аспирантуру. Изучение кристаллической структуры металлов дало ему возможность совместить эстетические и научные интересы, в гармонии кристаллических структур художнику - ученому открывается красота Космоса. Огромную роль в творческом становлении сыграл так же Кандинский. Осмысливая открытия в области абстрактной формы, изложенные Кандинским, художник стал более остро и глубинно ощущать природу, космичность любого уголка России. «Преломление света», «Взлет облаков» - Смирнов - Русецкий наслаивает один прозрачный пласт на другой, старается гармонично соединить конкретные формы проявленного мира с абстрактными формами, явленных его подсознанию. В работах Смирнова – Русецкого тоже живет музыка, но если в картинах Сардана, она мощная, ликующая, то у Смирнова – Русецкого она тихая и лирическая. «Печаль моя светла» - приходят на память строки, когда вглядываешься в картины цикла «Прозрачность» - это космическая повесть о проявленной и преображенной материи Земли. Но одновременно он единственный из всей группы увлекся древнерусской архитектурой, природой Севера. В течение многих лет он стремился воплотить в своем творчестве цельную эстетическую картину «Очеловеченного мироздания». На работе «Твердыня» мы видим как бы храм, ибо он вырос сам, как растут кристаллы, строение имеет форму каркаса, состоящего из кристаллов, уходящих в бесконечность. Художник говорил, что считает в числе своих важных задач необходимость осознать Землю, как космическое тело, почувствовать дыхание космоса на Земле.
Шиголев Сергей Иванович (1895-1943 г.)
Родился в г. Владимире в 1895 г. В 1916 г. окончил реальное училище. С 1918 по 1920 г. работал в Естественно – историческом музее. С 1920 г., после переезда в Москву, учился на естественном факультете Московского университета и параллельно в театральной студии им. Ф.И.Шаляпина – где работал художником – оформителем. После знакомства с художниками космистами в его творчестве наступил новый этап. На него, как и на остальных членов группы, повлиял мощный духовный импульс, полученный от Н.Рериха. Шиголев принимал участие в обеих выставках «Амаравеллы» в США. В 1941 г. С.Шиголев вступил в ряды народного ополчения и в одном из боев вместе с товарищами попал в окружение, затем в плен. В 1942г. его арестовали и отправили в ГУЛАГ. Работы Шиголева отличаются большой экспрессией, мощным динамическим процессом, похожим на великий взрыв, дающей начало всей проявленной Вселенной. Его картины «Розовый восход», «Зеленые лучи», «Динамика пространства», «Солнце подземного мира», «Зимняя сказка» несут в себе идеи Живой Этики о космическом сознании и её представления о космической красоте. Ещё не зная книг Рериха, он вводит в свои работы принцип спирального вихря во всем. Они организуют живописное пространство в большинстве работ художника. Поразительная экспрессия спиральных вихрей характерна для многих работ Шиголева. В работе «Видение» он изображает человека, который видит неземной свет Инобытия. Почти во всем творчестве Шиголева проявляется удивительно тонкое понимание ритма и динамики каждой линии, умение передать линиями настроение, навеянное музыкой, фантастические дали, движение планет, вспышки света, подобные фейерверку.
Руна. Пшесецкая Вера Николаевна. (1879-1945/46 г.)
Судьба В.Н. Пшесецкой единственной женщины в «Амаравелле», наименее известна. Она происходила из курляндского рода фон Мантейфель. Руна – её сценический псевдоним. В молодые годы она ушла из семьи, чтобы стать актрисой. Молодость её прошла в Петербурге. В Петербурге она участвовала в теософических кружках. Руна была духовным центром всей группы. Пшесецкая очень много значила в жизни каждого из художников, которых она ярко и своеобразно запечатлела на своих портретах. На нашей выставке представлен портрет «А.Сардана. Тар», выполненный в 1920-е гг. и напоминает загадочный ребус. Её художественное наследие кроме 5 – портретов, практически все погибло.
Сардан Александр Павлович (настоящая фамилия Баранов) (1901-1974 г.)
Родился в Москве и после окончания школы поступил в музыкальное училище им. Гнесиных. Живописью начал заниматься в 1920-м году и уже первые его живописные композиции, были выстроены по законам музыки. В 1923 г. в музее живописной культуры Сардан познакомился со Смирновым–Русецким и тот привел его к Фатееву. Фатеева очень заинтересовал талантливый музыкант, который пытался рисовать звуки, и это ему хорошо удавалось. В работах «Композиция с солнечными кругами», «Импровизация на восточный мотив», «Грезы» многослойность звучащего пространства, сотканного, из кружевной графики различных тембров настолько завораживает, что начинаешь слышать музыку. Работы Сардана очень динамичны, на них не увидишь застывшей статики – все вибрирует, переливается, движется, звенит. В 1930 г. Сардан был арестован, перенес сильное душевное потрясение и навсегда оставил живопись. Излюбленный цвет многих художников - синий. В мифологии – это цвет мудрости, тайны знаний, добываемых из-за предельных миров; синий цвет гармоничный ауры, знак высокой духовности. И поэтому глубокий, полнозвучный синий – колорит многих полотен художников – космистов. Потенциал «Амаравеллы» был огромен. С болью и горечью думаешь о том, что в силу трагических обстоятельств эти возможности не были раскрыты полностью. Сейчас космическая тема привлекает многих художников и с каждым годом число их растет. Тем интереснее знать, кто же был первым. Собрание коллекции художников группы «Амаравелла» кроме музея И.В.Савицкого, находиться в г.Петрозаводске в частной коллекции Юрия Владимировича Линника. Он написал книгу «Амараселла», в который входят монографические очерки о художниках, фантастические повести, стихи.
Куратор выставки: В.Е.Сычева.
Презентация фильма «Жемчужина Узбекистана»
4-августа 2010 г. в музее было отпраздновано 95-летие И.В.Савицкого. В музей были приглашены сотрудники средств массовой информации, художники, деятели культуры. К этой дате была приурочена презентация фильма «Жемчужина Узбекистана», снятого информационным агентством «Жахон» специально по заказу Министерства Иностранных Дел Узбекистана. Фильм «Жемчужина Узбекистана» планируют, показать в 44 посольствах Узбекистана и в нем рассказывается о самом И.В.Савицком, использованы хроники снятые при жизни художника, о его собирательской деятельности, комментарии других художников, восхищенных его феноменальной работоспособностью и безграничной энергией человека – уникума. Показан сегодняшний день музея. В настоящее время существуют 2 версии картины – на русском и английском языках, а скоро появится ещё одна – на узбекском языке для жителей нашей страны которые, смогут, ближе ознакомиться с его основателем и историей возникновения музея.
![]() |
Сенсорный киоск
Недавно Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В.Савицкого первым среди музеев Узбекистана запустил в эксплуатацию сенсорный киоск. Сенсорный киоск, переданный в дар Министерством по делам культуры и спорта Республики Узбекистан, специально предназначен для экспозиционных залов и дополняет экспонаты музея. В это информационно – технологическое устройство была загружена информация об истории музея, его коллекции, художниках Узбекистана, Каракалпакстана и их произведениях, прикладном искусстве каракалпаков. Сенсорный киоск будет постоянно пополняться новыми данными, и все посетители музея могут ознакомиться с интересующей их информацией.
![]() |
Тренинг – семинар по созданию электронной базы данных
С 23 по 26 августа 2010 г. в Государственном музее искусств Республики Каракалпакстан им. И.В.Савицкого прошел тренинг – семинар «Практическое использование свободного программного обеспечения «Музеолог» в рамках программ ЮНЕСКО по культуре, коммуникации и информации. Тренинг был предназначен для сотрудников отдела фондов и учета, научных сотрудников и инженеров системотехники в музеях Республики Узбекистан, желающих использовать программное обеспечение «Музеолог». Целью тренинга была передача знаний и обучение навыкам необходимым для работы с программным пакетом «Музеолог», разработанным ЮНЕСКО на базе Центрального Государственного музея Республики Казахстан, для создания в будущем базы данных по основам музейной каталогизации. Тренер из Казахстанского музея Когабай Шынара в течение 4 дней провела обучение по программе участникам семинара, состоящих из сотрудников музея Савицкого и музеев г. Ташкента и ведущих музеев Узбекистана. В тренинге участвовали, представили Министерства по делам культуры и спорта Республики Узбекистан, фонда «Узбекмузей». В конце тренинга состоялось вручение сертификатов всем участникам семинара.
![]() |
С 2003 г. по 2008 г. при Нукусском музее искусств им. И.В.Савицкого успешно действовал проект «Музей на колесах» при финансовой поддержке Британского Совета и Швейцарского Бюро по Сотрудничеству. В результате работы данного проекта за 6 лет его существования, лекциями были охвачены более 7000 школьников, а выставки посмотрели более 50000 учащихся региональных школ. После полутора лет перерыва с февраля 2010 г. при финансовой поддержке международной организации ЮНЕСКО продолжил свою деятельность в отдаленных сельских школах и других местах Каракалпакии. Благодаря работе проекта, количество посетителей Нукусского музея, специально приехавших с сельских местностей увеличилось и сделалось очень популярным в нашей республике.
9-10 сентября 2010 г. Директор Государственного музея искусств РК им. И.В.Савицкого Бабаназарова М.М. приняла участие в Международном Конгрессе Директоров Художественных музеев в Санкт-Петербурге, в котором приняли также участие ведущие музеи г. Москвы, Санкт-Петербурга, Украины, Белоруссии, Армении, Азербайджана, стран Балтии, всего 14 стран. За круглым столом Конгресса обсуждались вопросы выставочного обмена, сотрудничества между музеями СНГ, совместные проекты в области исследований, стажировок и насущные проблемы музеев. Организаторами Конгресса выступили Государственный Эрмитаж, Союз музеев России, Фонд им. Д.С.Лихачева, Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества стран СНГ, комитет по культуре Санкт-Петербурга.
21.09.10 г. музей посетила делегация из Голландии из 33 человек, поездка которых сорвалась в апреле месяце из-за извержения вулкана в Исландии. Гости специально приехавшие посетить наш музей, осмотрели экспозицию и фонды. Они выразили восхищение шедеврам живописи и графики, бережно сохраняемые сотрудниками Нукусского музея. Высоко оценив усилия администрации и персонала музея, передали в дар антимольные препараты, объективы к фотокамере и др.
24-сентября 2010 г. музей также посетили руководство французского общества Тимуридов, сотрудники музея «Guimet» и «Друзья музея «Guimet» в Париже. Фредерик Брессанд возглавила эту делегацию.
Последние события музея!
В музей поступают встревоженные многочисленные запросы по поводу реконструкции (сноса) старого здания музея. Особый всплеск беспокойства вызвала статья «Почему приостановлена работа музея Савицкого в Нукусе?», размещенная на сайте Uznews.net
Администрация музея даст официальное разъяснение по планам реконструкции старого здания или строительства нового здания в ближайшее время.
В настоящий момент для внесения ясности в данный вопрос напомним, что Государственный музей искусств РК им. И.В.Савицкого располагается в 3 (трёх) зданиях. Первое здание (так называемое старое) расположено в одном здании с краеведческим музеем, которое в настоящий момент закрыто на реконструкцию по приказу Министерства по делам культуры и спорта РК.
Второе здание – фондохранилище и третье здание – экспозиционный блок или новое здание. Открыто в 2003г. и функционирует ежедневно.
Музей ведет активную экскурсионно-образовательную работу, как в стенах своего нового здания, так и за его пределами. В частности, только за период с 18 по 27 декабря музей осуществил 2 проекта международного значения: 18 декабря в г. Гронинген (Нидерланды) открылась выставка «Россия и ориентализм и/или Неизвестный Восток России» Ориенталистская живопись. 1850-1920» с участием картин из собрания нашего музея, а 27 декабря в Государственном музее Востока при поддержке Посольства РУз в Москве, Фонда Форум искусств и Фонда Маржани состоялась презентация документального фильма «Жемчужина Узбекистана».
Информация добавлена с Пресс-Релиза Государственного музея Востока РФ
Фильм рассказывает о Государственном музее искусств Республики Каракалпакстан (г. Нукус, Республика Узбекистан) и уникальном человеке, подвижнике, основателе этого музея – Игоре Витальевиче Савицком (1915-1984). Впервые И.В. Савицкий оказался в Средней Азии в годы Великой Отечественной Войны, когда он как студент института им. В.И. Сурикова был эвакуирован в Самарканд. После возвращения в Москву Савицкий вновь связывает свою судьбу со Средней Азией. С 1950 по 1957 гг. он работает в качестве художника в Хорезмской археолого-этнографической экспедиции, которую возглавлял профессор С.П. Толстов. Это была одна из крупнейших археологических экспедиций Советского Союза, проводившая широкомасштабные работы в Хорезме и Приаралье. В результате работ экспедиции были открыты неизвестные страницы истории Средней Азии, собран огромный этнографический материал по народам, населявшим Среднюю Азию. Сама экспедиция, в которой участвовали молодые талантливые люди, очень скоро превратилась в коллектив единомышленников, неформальное братство людей, увлеченных археологией, этнографией, искусством. И.В. Савицкий стал одним из них, талант которого проявился как собирателя и хранителя забытого художественного наследия.
В начале 1960-х годов И.В. Савицкий переезжает на постоянное местожительство в Нукус, где начинает работать в Каракалпакском филиале АН Узбекистана. Академическую науку в те годы возглавлял молодоq талантливый ученый Марат Нурмухамедов, ставший впоследствии академиком-секретарем. В лице Нурмухамедова Савицкий приобрел верного товарища и помощника, который оказывал ему всемерную поддержку в его подвижническом деле. С самого начала пребывания в Нукусе Савицкий проводил огромную работу по собиранию коллекции декоративно-прикладного искусства каракалпаков, собрав уникальную коллекцию традиционного народного искусства. В 1966 году по инициативе Савицкого руководство республики создает новый музей, в котором Савицкий становится первым директором. Обладая редким художественным вкусом, прекрасно понимая истинную ценность художественного творчества, Савицкий начинает формировать для музея коллекцию из работ художников, которые в те годы, были мало признаны в официальной художественной среде. Поначалу Савицкий собирал работы художников, связанных со Средней Азией (А. Исупов, Л. Крамаренко, Н. Ульянов, Р. Фальк, М. Волошин) и стоявших у истоков формирования среднеазиатской художественной школы (Р. Мазель, А. Волков, М. Курзин, Н. Карахан, У. Тансыкбаев, В. Уфимцев и другие). В последствии он расширил круг художников, работы которых приобретал для музея. Среди художников современников Савицкого приглашение продать работу для Нукусского музея было величайшим знаком признания творчества. В результате титанической деятельности И.В. Савицкому удалось собрать коллекцию, которая является одной из наиболее значимых коллекций произведений русского и туркестанского авангарда.
И.В. Савицкий скончался в 1984 году в Москве. Прощание с художником и подвижником искусства состоялось в Государственном музее Востока.
В наши дни нелегкую ношу директора Нукусского музея с честью продолжает нести дочь М. Нурмухамедова – Мариника Маратовна Бабаназарова, которая примет участие в данном мероприятии.
Показ фильма будет сопровождаться выступлением М.М. Бабаназаровой, искусствоведов, художников, людей, знавших И.В. Савицкого.
В мероприятии примет участие Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Узбекистан в РФ г-н З.С. Пулатходжаев. Показ документального фильма «Жемчужина Узбекистана» станет первым шагом в установлении сотрудничества между Государственным музеем Востока и Государственным музеем искусств Республики Каракалпакстан, в рамках которого намечаются проведение выставок, конференций, творческих встреч, обмен специалистами.
Семинар «Менеджмент и информационные технологии в музеях»
С 26 января – по 2 февраля, 2011 года в 5 городах Республики Узбекистан прошел семинар под названием «Информационные технологии в музеях» организованный Смитсоновским институтом (США), Посольством США в РУз и Министерством по делам культуры и спорта РУз.
28 – 29 января, 2011 года семинар проходил в Государственном музее искусств им. И.В.Савицкого г. Нукуса. Семинар проводили Кэрол Невес – доктор философии, Уильям Брэдфорт Смит – специалист по информационным технологиям, Пол Майкл Тэйлор – исследователь - антрополог Национального музея естествознания Смитсоновского института.
Смитсоновский институт представляет собой одно из старейших государственных научно-исследовательских и культурных учреждений США. Крупнейший в мире музейный и научный комплекс, включает в себя 18 музеев и галерей, в т.ч. Национальную галерею искусств, исследовательские центры, астрофизическую обсерваторию, Национальный зоологический парк (National Zoo), Международный научный центр им. Вудро Вильсона, систему научных библиотек, научно-популярный журнал «Смитсониан» («Smithsonian»), издательство, систему передвижных выставок, образовательные учреждения и др.
В первый день семинара Пол Тейлор, Кэрол Невес и Брэд Смит ознакомили участников с основами управления и современными методами в музееведении, ролью информационных технологий в деятельности Смитсоновского института, которые широко используются в настоящее время во всех сферах деятельности музея (учетно-фондовой, научной, экспозиционно-выставочной, реставрационной, издательской).


На следующий день за круглым столом были обсуждения вопросов выбора и разработки совместных проектов, были сделаны попытки определить потенциальные проекты и идеи для дальнейшего взаимовыгодного сотрудничества.


На семинаре принимали участие сотрудники других музеев г. Нукуса, начальник Управления музеев при Министерстве по делам культуры и спорта РУз, представитель Министерства по делам культуры и спорта РК.
Реэкспозиция залов музея
В новом здании Госмузея искусств РК им. И.В. Савицкого расположенного по ул. К.Рзаева б/н, осуществляется реэкспозиция залов путем дополнения вывезенными предметами из старого здания, подлежащего реконструкции (сносу - ?). С целью уплотнения экспозиции, вывезенные произведения, размещаются и монтируются во всех залах музея, а также в запасниках. Были проведены масштабные работы по монтажу и демонтажу картин, скульптур в кратчайшие сроки. Работа продолжается. В настоящий момент, ввиду изложенных выше причин, руководство музея вынуждено изменить концепцию и метод экспонирования.


Однако, по мнению членов Совета музея, экспозиция «заиграла новыми красками» и посетитель окажется в выигрыше, получив возможность увидеть втрое больше чем раньше. Пришлось пожертвовать нормами музейного экспонирования, утверждаемыми Министерством культуры, однако, вновь создаваемая экспозиция чрезвычайное художественное событие, которое порадует ценителей прекрасного.


Таким образом, даже в сложившейся чрезвычайной обстановке, связанной с отсутствием старой экспозиции, музей готов к новому туристическому сезону, предлагая посетителям новые шедевры, в том числе из ранее никогда не экспонировавшихся картин А.Волкова, У.Тансыкбаева, множества полотен Н.Карахана и др. После завершения реэкспозиции, откроется новая выставка из фондов музея, посвященная творчеству художников – жертв сталинских репрессий 1930-х гг.
Источник: www.museum.kr.uz/News_rus