Абдурахманова Галия (1956)
В юрте. 1979 Картон, масло 37 х 26,8 Окончила художественное училище им. Ш.Руставели в Ашхабаде и Ташкентский театрально-художественные институт. Большинство картин художницы можно отнести к бытовому жанру, но острая манера письма, яркость колорита придают ее произведениям особый смысл. Сюжет является только поводом для создания мажорного, радостного мира, где все ослепительно красиво. В работах художницы можно уловить созвучность древней восточной миниатюре, переданную посредством колорита, тонкостью письма. | ![]() |
Антонов Михаил (1956)
Восточный базар. 1985 Холст, масло 97,5 х 78,3 Окончил Республиканское художественное училище им.П.Бенькова. Художник творчески развивался неотрывно от музея, так как несколько лет был его сотрудником. Для творчества Антонова характерны поиски новых форм, символизм, декоративность композиционных решений произведений. | ![]() |
Атабаев Аман (1925-1986)
Резная дверь на темы народного эпоса. 1986 Дерево 200 х 91 х 6,5 Аман Атабаев продолжил лучшие традиции декоративно-прикладного искусства каракалпаков. Знакомство с богатейшим народным искусством побудило художника заняться работой по дереву. Произведения его отличаются ярко выраженной декоративностью, часто это предметы быта, украшенные резьбой. И все они, будь то резные двери, украшенные фольклорным мотивом, скульптурные портреты, маски, отличаются богатой фантазией, мастерством, богатством изобразительных средств. | ![]() |
Байбосынов Сарсен (1957)
Натюрморт с сиреневым джингилом. 1990 Холст, масло 66 х 91 Живописец, один из одаренных художников молодого поколения. Окончил училище искусств им. Дж. Шамуратова в Нукусе. Творчеству Байбосинова характерны жанровые работы, в которых ведущим лейтмотивом является цветовая тональность. Несколько пастельные тона с преобладанием серебристо-сиреневого, красновато-коричневые гаммы создают цвет и свет, воздушность, чувствуется материальность предметов, контуры не четкие, почти слиты с фоном. | ![]() |
Изентаев Жоллыбай (1943)
Натюрморт с крупорушкой. 1982 Холст, масло 100 х 75,5 Окончил Ташкентское Республиканское художественное училище им.П.Бенькова, в 1972 году- Ташкентский театрально-художественный институт, отделение станковой живописи. Излюбленными жанрами художника являются натюрморт и портрет. В своих натюрмортах художник обращается к элементам традиционного каракалпакского быта, к его колористике. Натюрморты даны во взаимосвязи с натурными решениями композиции, в несколько экспрессивной трактовке образов . Изентаев является председателем Каракалпакского отделения Академии художеств Узбекистана, академик Академии Художеств Узбекистана. | ![]() |
Куттымуратов Жолдасбек (1934)
Росток. 1969 Дерево 193 х 58 х 47,5 Окончил Ташкентское Республиканское художественное училище. Работа реставратором в музее искусств и поддержка И.В.Савицкого сыграли значительную роль в становлении и творческом росте Куттымуратова. Со второй половины 60-х годов Ж.Куттымуратов - участник всех республиканских выставок. Главной темой его творчества является воспевание женской красоты. В музее собраны лучшие ранние работы скульптора: "Росток”, "Келин”, "Арыслан”, "Амударья”, "Зулхарнай” и др. "Росток отличается простотой форм и гармоничностью образа. В последние годы Ж.Куттымуратов обращается к выполнению своих произведений в твердом материале - мраморе, известняке, граните. Небольшие работы из камня полны лиричности, символичности и декоративности композиционного решения тематики. | ![]() |
Лепесов Женгис (1945)
Золотая осень Холст, масло 76 х 56 Ж.Лепесов является одним из ведущих современных художников Каракалпакстана. В 1966 году он поступил в Алма-атинское художественное училище. Ж.Лепесов учился секретам композиционного построения, свободного письма яркими красками у Т.Тогысбаева, М.Исмаилова, графика – В.Крушина, Б.Пака Б.Табиева, С.Айтбаева В 1970 году Ж.Лепесов возвращается в Нукус и начинает свой трудовой путь художником-оформителем в Нукусской художественно-производственной мастерской. Лепесов работает в различных жанрах, но предпочтение отдает пейзажу и натюрморту. Произведения Ж.Лепесова отличают декоративность, колористическая насыщенность. Творчество его занимает определенное место в изобразительной школе Каракалпакстана и привлекает своей декоративностью и использованием национальных мотивов в сюжетах и образах. Произведения Лепесова находятся в собрании музея и частных коллекциях стран мира: России, США, Корее, Японии, Швеции и т.д. | ![]() |
Мадгазин Фаим (1930-1991)
По Аму-Дарье. 1967 Холст, масло 120 х 70 Окончил Ташкентское художественное училище им.П.Бенькова. Один из первых профессиональных художников Каракалпакии. Излюбленный жанр Мадгазина – пейзаж. Неброская красота природы Каракалпакии гармонично передана художником. Многие полотна посвящены Амударье и Аральскому морю. Сегодня эти произведения являются иллюстрацией былой мощи полноводной и своенравной Амударьи. | ![]() |
Саипов Кдырбай (1939-1972)
![]() |
|
Вечер на Аму-Дарье Холст, масло 41 х 100 Учился в Ташкентском Республиканском художественном училище им.П.Бенькова на отделении живописи (1952-1957). По окончании с 1957 года начал работать в Гостеатре музыкальной драмы и комедии им.К.Станиславского (г.Нукус) художником-постановщиком, с 1958 года - главным художником. Работу в театре Саипов начинает с оформления спектакля"Бахыт” на историческую тему (конец 1957). В последующие годы им был оформлен спектакль К.Винникова и Ю.Оскарова "Белый лотос” (1959) по мотивам древне-индийской легенды. Эскизы к спектаклю были приобретены в театральный музей им.Бахрушина (Москва). За короткий срок художником оформлено более 50 спектаклей. Являясь одним из первых художников-профессионалов, несмотря на короткую жизнь, К.Саипов оказал значительное влияние на развитие каракалпакского изобразительного искусства. |
Серекеев Базарбай (1942)
Маленький дутарист Холст, масло 82 х 82 Окончил Республиканское художественное училище им. П.Бенькова (1962-1969). Творчеству Серекеева характерно стремление выработать собственный художественный почерк, желание по-своему раскрыть тему. Основное место в творчестве художника занимает тематическая картина. Люди с их повседневными заботами являются героями его картин. Часто бытовой и пейзажный жанры в этих работах сливаются воедино, взаимообогащая и дополняя друг друга. На сегодняшний день это один из самых активных художников, работающих с натуры. Особенно привлекает художника сельская тематика, тема труда. Во всех его произведениях цвет, фактура мазка несут большую эмоциональную нагрузку. | ![]() |
Торениязов Дарибай (1928-2003)
Старик в большой шугурме. 1975 Дерево 72 х 56 х 48 Д.Турениязов не имел художественного образования, но его работы раскрывают незаурядность таланта скульптора и самобытность его дарования. В творчестве Д.Турениязова чувствуются глубокие народные традиции. Он, по своему используя эти традиции, в несколько условно-обобщенном виде, обыгрывая фактуру дерева, создает характерные образы. В каждом куске дерева он чувствует и видит скульптурные решения. Тематика произведений Турениязова разнообразная. Рядом с фантастическими образами, такие произведения, в которых скульптор воплотил черты характера народного, национального. Скульптор много работал в мелкой пластике из дерева, иногда пытался применять инкрустацию костью. | ![]() |
Утегенов Амангельды (1951)
Осень в Шайхамане. 1976 Холст, масло 52,5 х 79,5 Живописец без специального образования, самобытный, одаренный природным талантом.. Музей и И.В.Савицкий способствовали развитию таланта художника. В собрании музея находятся десятки его произведений. В пейзажах Утегенова, удивительных по красоте коричнево-золотистого колорита, соединение непринужденной легкости и быстроты обостренного, яркого впечатления от натуры с простотой и логической ясностью обобщения. Эмоциональное восприятие природы определяет ее живописное воплощение художником на полотнах. Художник умело передает различное состояние природы, обыгрывая нюансы цвета и света. The artist skillfully conveys different states of nature using the shades of colours and light. | ![]() |
Шпаде Альвина (1935)
Натюрморт со стулом Холст, масло 90 х 62,5 Среднее художественное образование Шпаде получила в Ашхабадском художественном училище им. Ш.Руставели. Проработав два года учителем рисования и черчения в школе г.Байрам-Али, а затем картографом в геологической экспедиции, она переезжает в Каракалпакию в 1960 году, где знакомится с И.В.Савицким. Работает в Художественном фонде Каракалпакской АССР и по совместительству в секторе искусствознания Каракалпакского филиала АН УзССР, куда ее приглашает Савицкий. Эти годы во многом определили не только весь дальнейший жизненный путь, но и круг интересов художницы. На эти же годы приходится бурный рост каракалпакской интеллигенции. А.Шпаде становится участником многих интереснейших дел, событий. Не порывая связей с Каракалпакией, постоянно их поддерживая прежде всего с Игорем Витальевичем Савицким, Альвина Шпаде продолжает учебу. С 1962 года она учится в Ташкентском театрально-художественном институте, а затем в Московском текстильном институте, по специальности «Художественное оформление и моделирование изделий текстильной и легкой промышленности». В начале 1970-х годов А.Шпаде серьезно заявляет о себе как живописец Декоративность прочно закрепляется в манере А.Шпаде и является одной из особенностей ее художественного языка. Источник: www.museum.kr.uz/Karakalpak_arts | ![]() |