Одной
из важнейших задач в Каракалпакском государственном музее искусств имени И.В.
Савицкого в Нукусе является не только показ, но также сбережение и поддержание
в хорошей сохранности различных произведений изобразительного и
народно-прикладного искусства, хранящихся в богатой музейной коллекции. И в
этом главная роль принадлежит музейным реставраторам, среди которых имеются
специалисты по реставрации живописи и графики (Матчанов Р.С., Шпаде А.А.,
Гасанова З,К.), изделий народно-прикладного искусства (Пирназарова А.,
Матжанова А.) и предметов археологии (СамекеевД., Абдуллаев М.). Поэтому отделу реставрации, который существует со дня
основания музея с 1966 года, здесь уделяется особое внимание. Отдел располагает
просторными и удобными помещениями, оборудованными техническими средствами и
всеми необходимыми для полноценной работы реставрационными инструментами и
материалами (холстами, красками, пиломатериалами,оптическими приборами, скальпелями,
термостойкой пленкой, специальной микалентной бумагой и т.д.). А поскольку в
наш век в любой работе не обойтись без информационно-коммуникационных
технологий, в отделе активно используют компьютеры последнего поколения,
цифровой фотоаппарат и цветной принтер со сканером. Большую помощьв обеспечении музея нужными ему материалами и
средствами оказывают посольства Франции и Германии в РУ, Британский Совет, а
также международный клуб«Друзья
Нукусского музея», который сейчас возглавляет бывший руководитель офиса
Всемирного банка в Узбекистане господин Дэвид Пирс. Но чтобы работа велась на
высоком и качественном уровне, техническая оснащенность – это еще не все. Тут
нужны высококлассные профессионалыи
поэтому администрация музея одним из главных приоритетов считает постоянное обучение,
переобучение и повышение квалификации своих сотрудников. В этих целях для них регулярно
организуются семинары, тренинги, стажировки и мастер-классы с участием опытных
специалистов из передовых стран мира. В частности, в 1996 году владелец
знаменитой студии в Обюссоне близ Парижа господин Пьер Шевалье провел
мастер-класс для реставраторов музея по методике консервации и обработки
текстильных и ворсовых изделий. Было на практике показано как добиться
герметичности фондов экспозиции и эффективно избавляться от моли и других
вредных насекомых, портящих ткани. Господин Шевалье также подарил музею
вакуумный пылесос , два вакуумных опрыскивателя и различные инсектицидные
препараты. В мае 2002 года сотрудники отдела НПИ (народно-прикладного
искусства) обучались консервации тканей и ковровых изделий под руководством
реставраторов из Санкт Петербурга.
В марте
2004 года стартовал первый совместный проект музея с международной
организацией«Реставраторы без границ»
(RSF) (руководители проекта Павлос Политис и Ансель Муллинс) В ходе проекта
совместными усилиями приезжих и наших реставраторов отреставрировали 56 картин
из фондов музея. Это позволило позже организовать выставку, где впервые были
показаны широкой публике до сих пор неизвестные им шедевры живописи и графики.
В этомбольшая заслуга реставраторов Лоране
Дюранд (Франция) и Далии Мейс (Бельгия), которым активно помогали наши
реставраторы, одновременно перенимая у них передовые методы и способы
современной реставрации.
Весной
2005 года RSF организовал приезд в Нукус новой группы своих специалистов в
составе Бориславы Качевой, Юанны Качевой (Болгария) и Авроры Ортега де Торре
(Испания), которые достигли большого мастерства, работая над консервацией и
реставрацией произведений искусства во многих частных коллекциях и музеях мира.Они в течение 4-х месяцев обучали музейных
реставраторов различным новинкам и современным технологиям в области
реставрации. Он также передали им множество новейших реставрационных
материалов.
Если раньше наши реставраторы
пользовались устаревшей методикой Советских времен и в своей работе применяли
различные органические субстанции, вроде рыбьего клея,приводившие к необратимым изменениям в
реставрируемых картинах, то после приезда зарубежных реставраторов они стали
применять новые технологии и использовать синтетические клеи на акриловой
основе. Эти клеи очень стойкие и обладающие способностью быстро сохнуть и
крепко соединять склеиваемые материалы, а также не чувствительные к перепадам
температуры, что имеет огромное значение для отреставрированных произведений.
Они не влияют на цветовой облик картин и при их использовании не происходит
деформации холста, которая ведет к таким негативным явлениям как шелушение и
даже отслоение красочного слоя. Иначе говоря, они совершенно безопасны для
живописных работ.
Летом 2005 года для совместной
работы с нашими реставраторами и их обучения приехала еще одна группа от RSF в
составе 3-х человек: Анна Маняковска (Польша), Илья Асенов и Сашо Минчев
(Болгария). Они продолжали тренировать музейных работников в реставрационном
искусстве, в то же время происходил взаимный обмен накопленным опытом. Входе
этой работы удалось отреставрировать два натюрморта больших размеров, в которых
после пожара были утрачены полностью выгоревшие куски холста. Эти натюрморты,
до сих пор считающиеся не поддающимся восстановлению, были возвращены к новой
жизни. Знания, полученные нашими реставраторами от их зарубежных коллег из RSF
пополняться и закрепляться и в дальнейшем, особенно после приезда специалиста
из Франции Жеральдины Фрэ, осенью 2008 года. Она провела в музее мастер-класс
по реставрационным работам и с тех пор часто приезжает в Нукус для специальных
консультаций.Вслед за ней в сентябре
2009 года прибыла реставратор по живописи из ФРГ Карина Рутенберг, которая
провела в музее целый месяц, отреставрировав вместе с нашими специалистами 9
очень сложных для реставрации картин. В том же году в ноябре музей послал своих
представителей на реставрационный семинар в Ташкент, организованный посольством
Франции, где обучение проходили реставраторы из музеев Ташкента, Республики
Каракалпакстан и областей Узбекистана. Таким образом, неудивительно, что все
эти мероприятия, на которых наши реставраторы в течение ряда лет повышали свое
профессиональное мастерство, стали давать свои плоды. Так, совсем недавно сотрудники
Нукусского музея разработали свой оригинальный метод реставрации картин, ранее
считавшихся совершенно безнадежными и обреченными на разрушение. Ониего опробовали на картине А. Утегенова «В
родном ауле», которая была сильно повреждена влагой, что привело к отслоению
красочного слоя. Многие зарубежные эксперты считали , что эту картину
невозможно восстановить в её прежнем виде, но наши реставраторы не согласились.
Т они не ошиблись, так как им все-таки удалось укрепить красочный слой и спасти
картину. Это было важное открытие в области реставрации,и теперь музей владеет своего рода «ноу-хау»,
которым может гордиться. Ныне реставрационный отдел музея продолжает вести
поиски и исследования, направленные на улучшение уже достигнутых способов
реставрации, чтобы обеспечить полную сохранность и долгую жизнь экспонатам.